Нужны ли права на питбайк?
Питбайк – разновидность мини-мотоциклов, хорошо знакомая всем любителям мотокроссов. Всеобщую популярность этот вид транспорта завоевал благодаря своим многочисленным преимуществам. Он достаточно компактный, маневренный, легкий в управлении, безопасный и надежный. Данный вид мини-мотоциклов может использоваться как подростками, так и взрослыми райдерами весом до 130 кг.
Питбайк – отличная альтернатива классическому мотоциклу. Он более бюджетен, способен быстро разгоняться и при этом не требует постановки на учет в ГИБДД и наличия водительских прав. К тому же огромный выбор моделей и большое количество производителей позволяет найти подходящий мини-мотоцикл для райдера любого возраста, роста и комплекции. Это же касается и его стоимости.
Разброс стоимости питбайка составляет почти 90 тысяч рублей. Бюджетные модели можно приобрести всего за 30 тысяч, тогда как более дорогие мотобайки обойдутся в 100-120 тысяч рублей. Все зависит от комплектации, мощности двигателя, бренда производителя.
Питбайк многие называют предшественником мотоцикла, так как именно на нем обучаются особенностям езды и маневрирования на разных дорожных покрытиях. Не зря его второе название среди райдеров – кроссовый мотоцикл.
На рынке большинство моделей представлено в следующих категориях:
- городские;
- спортивные;
- подростковые.
По объему двигателя внутреннего сгорания мотобайки делят на 3 группы:
- маломощные;
- средней мощности;
- мощные.
К первой группе чаще всего относят детские питбайки (до 110 кубов). Объем ДВС второй группы (среднемощные) составляет от 125 до 140 кубов. Такие модели могут приобретаться как для взрослых, так и для подростков. Мощные кроссовые мотоциклы рассчитаны на участие в гонках и мотокроссах, а также для выполнения различных трюков. Объем ДВС таких агрегатов начинается от 160 и доходит до 250 кубов. Они предназначены для использования взрослыми опытными райдерами на бездорожье или в условиях пересеченной местности.
Ряд производителей выпускает детские питбайки, которые имеют расширенные требования по безопасности. Детские модели отличает еще большая компактность. Они, как правило, оснащены, 4-тактовым двигателем мощностью от 49 до 110 кубов. Водить детский кроссовый мотоцикл можно уже с 9 лет.
Нужны ли права на питбайк детям? Конечно, нет. Во-первых, водительское удостоверение на управление мотоциклом можно получить только по достижении 16 лет. Во-вторых, питбайк не является мотоциклом. Он вообще не относится к транспортным средствам, а входит в категорию спортивного инвентаря.
Несмотря на это, питбайки могут «похвастаться» достаточно мощными двигателями (до 250 кубов) и способностью с легкостью разгоняться до 100 км/ч. В связи с этим многие задаются резонным вопросом – нужны ли права на питбайк, если он по скорости может сравняться с популярными моделями мотоциклов.
Для начала необходимо уточнить, что согласно ПДД для управления любым транспортным средством (ТС) необходимо наличие водительского удостоверения определенной категории. Получить его можно, сдав соответствующий экзамен в ГИБДД. И тут возникает резонный вопрос: нужны ли права на питбайк в России? Ведь согласно определению, зафиксированному в КоАП, транспортное средство подразумевает наличие ДВС объемом более 50 см³. В некоторых же моделях объем двигателей не превышает 49 кубов.
Нужны ли права на питбайк до 50 кубов?
Здесь все просто. Модели с ДВС до 50 кубов, согласно КоАП, автоматически не подходят под определение «транспортного средства». Это в свою очередь означает, что для их управления не требуется наличия водительских прав. То есть и привлечь райдера за отсуствие водительского удостоверения инспектор ДПС не сможет. Следственно, отвечая на вопрос, нужны ли права на питбайк 50 куб. см, можно с уверенностью сказать, что нет.
Нужны ли права на питбайки на 125, 200 и 225 кубов?
В ситуации, когда питбайк оснащен двигателем более 50 см³, например, популярные модели на 125 кубов, возникает гораздо больше вопросов. Такие модели, согласно определению, можно отнести к ТС, а значит автоматически возникает необходимость получения водительских прав.
Итак, нужны ли права на питбайк 125 куб. см? Попробуем разобраться.
Согласно техническим характеристикам моделей с двигателями объемом от 125 до 225 см³ их можно отнести к ТС, а значит они должны стоять на учете в ГИБДД. Вот тут-то и возникают первые подводные камни.
Постановка на учет включает в себя предоставление определенного перечня документов на ТС, одним из которых является паспорт технического средства (ПТС). Однако питбайки не имеют ПТС. При оформлении покупки новый владелец, помимо договора купли-продажи, получает на руки только сервисную книжку и гарантийный талон. Отсутствие ПТС делает невозможным постановку питбайка на учет в ГИБДД.
Впрочем, некоторые водители пытаются получить паспорт технического средства на питбайк самостоятельно. Опять же, как показывает практика, сделать это крайне сложно. Для оформления ПТС питбайк должен соответствовать стандартам безопасности и обладать соответствующей комплектацией (поворотники, габариты, спидометр). Только оборудовав транспорт соответствующей атрибутикой можно попытаться оформить на него ПТС. При наличии этого документа у райдера есть возможность не только поставить ТС на учет в ГИБДД, но и получить водительские права категории А.
Отвечая на вопрос, нужны ли права на питбайк 250 кубов или на модели на 125 и 200 кубов, можно также с уверенностью сказать, что нет.
Последним аргументом, подтверждающим эту позицию, является ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ему, ТС является устройством, предназначение которого – перевозка людей и грузов по дорогам общего пользования. Однако по техническим документам питбайк относится к категории спортивного инвентаря, непредназначенного для использования на дорогах ОП. То есть на него не нужны права, но и ездить на нем по общим дорогам нельзя. Зато этот вид транспорта отлично подойдет для гонок по пересеченной местности.
Какой штраф за езду без прав на питбайке?
КоАП не предусматривает штрафов за езду на питбайке без прав, однако известны случаи, когда инспекторы пытаются привлечь райдеров к ответственности на следующих основаниях:
- управление ТС при отсутствии прав на управления (штраф до 15 тысяч рублей);
- управление транспортным средством при отсутствии водительского удостоверения (штраф 500 рублей);
- управление незарегистрированным ТС (штраф от 500 до 8000 рублей).
Водитель питбайка должен понимать, что любое из этих обвинений не имеет под собой законных оснований. Даже если автоинспектор составит протокол и будет вынесено постановление, райдер имеет полное право обжаловать его в суде. При четко аргументируемой позиции, подкрепленной статьями КоАП и ПДД, суд встанет на сторону водителя.
Резюмировав, можно сказать следующее: в 2020 году права на питбайк не нужны. В первую очередь из-за того, что данное устройство является не транспортным средством, а спортивным инвентарем.
Также вас может заинтересовать
Преимущества магазина BVDSHOP
тест-драйв
центр
за 5 минут