Разновидности мотобуксировщиков
Мотобуксировщик, или «мотособака», – это недорогой зимний мототранспорт, используемый для передвижения вне дорог общего пользования. По сравнению со снегоходами у этого вида мотовездехода обычная комплектация, простая конструкция. Мотобуксы имеют отличия по нескольким критериям: назначению, техническим особенностям и комплектации.
Назначение
Выбор мототехники зависит, в первую очередь, от цели ее эксплуатации. Выделяется несколько основных видов назначения:
- Охота/рыбалка
До охотничьих/рыбных угодий нередко приходится преодолевать большие расстояния в условиях бездорожья. Зимой до них путь не менее легкий, чем в остальные сезоны: необходимо ездить по глубокому снегу, через ледяные покровы, леса, овраги и т.д. Поэтому опытные охотники/рыбаки приобретают либо снегоход, либо мотобуксировщик. Последний вариант имеет свои плюсы: они относительно недорогие, расходуют относительно мало топлива и имеют хорошую ремонтопригодность.
- Сельское хозяйство
Зимняя техника используется в сельском хозяйстве, например, для перевозки груза (дров, корма для животных, строительных материалов и т.д.). Мотособаки нередко компактнее других видов вездеходов и могут передвигаться там, где более крупный транспорт не проедет.
- Работа
Зимой мотобуксировщиком пользуются лесничие и другие специалисты, которым необходимо обследовать загородные территории. За счет высокой проходимости, маневренности и экономичного расхода топлива на нем можно передвигаться на дальние расстояния по труднодоступной местности.
- Экстрим
Мотособаки уступают по мощности и скорости снегоходам, но все равно нравятся многим любителям экстремальных покатушек.
Условия эксплуатации влияют на выбор технических характеристик и комплектации транспорта.
Двигатель
От мотора зависит тяга, скорость, проходимость мотовездехода. Можно выделить несколько уровней мощности двигателя:
- Низкая мощность
Легкие, компактные мотобуксировщики обычно оснащаются двигателями мощностью до 9 л.с. Они подходят для спокойных поездок по относительно несложному рельефу (например, по открытой, ровной заснеженной местности).
- Средняя мощность
Самые распространенные модели мотособак средней мощности (от 9 до 15 л.с.). Они предназначены для передвижения в условиях средней сложности (с относительно небольшим количеством груза, через леса, по толстому слою снега и т.д.).
- Высокая мощность
Двигатели с высокой мощностью (более 15 л.с.) устанавливаются на технику, предназначенную для поездок с несколькими пассажирами, передвижения по горной местности, перевозки объемного груза.
Большинство моделей оснащаются моторами от 6 до 15 л.с. Самые тяжелые и проходимые мотособаки имеют мощность в 20 л.с.
Гусеница
Это один из основных элементов, от которого зависит управляемость, маневренность, проходимость мототранспорта. Выделяют несколько типов гусениц в зависимости от ширины и длины:
- Стандартная
Зацепление стандартной гусеницы (ширина – 500 мм, длина – 2828 мм) осуществляется через окна. Она универсальна и повышает показатели маневренности, проходимости вездехода.
- Разрезная
Разрезная гусеница (ширина – 220 мм, длина – 2222 мм) имеет цевочное зацепление. Подходит для передвижения по насту или льду. В ее конструкцию входят две гусеницы, скрепленными между собой грунтозацепами.
- Узкая
Узкой считается гусеница, ширина которой равна 380 мм, а длина – 2878 мм. Она отличается низкой проходимостью, меньшей устойчивостью, но зато отлично подходит для компактных моделей. С ней можно передвигаться по плотному снегу или укатанной дороге.
- Специальная «агрессивная»
«Агрессивная» гусеница имеет цевочное закрепление, ширину – 500/550 мм и длину – 2944 мм. Она подходит для передвижения по неровному рельефу, глубокому снегу.
- Укороченная
Ширина может быть любой, а длина обычно меньше, чем у остальных типов гусениц. Она не подходит для передвижения по сложному рельефу или дальних поездок. Обычно укороченную гусеницу устанавливают на компактные модели, предназначенных для развлекательных целей (например, катания ребенка в санях).
Большая часть мотобуксов имеет стандартную гусеницу, т.к. она обеспечивает хорошую проходимость и подходит для передвижения в самых разных условиях.
Трансмиссия
На мотособаки устанавливают либо вариатор, либо редуктор. Каждая КПП имеет особенности и отличия:
- Вариатор
Вариатор – достаточно надежная, но сама по себе более дорогая КПП по сравнению с редуктором. Однако, в случае повреждений ее ремонт будет стоить меньше. К тому же, вариатор максимально раскрывает мощность мотора.
- Редуктор с автоматическим сцеплением
Редуктор позволяет более плавно стартовать с места, и он выдерживает высокие нагрузки. Из минусов можно выделить следующие: требовательность к маслу, высокие цены на ремонт, труднодоступность некоторых запчастей.
Чаще всего мотовездеходы оснащаются вариатором, т.к. у него больше плюсов по сравнению с редуктором. Однако, в отдельных случаях (например, для частых поездок в экстремальных условиях) можно рассмотреть редуктор.
Привод
Мотобуксировщики делятся на подгруппы по расположению привода:
- Передний
Передний привод обеспечивает лучшую проходимость, устойчивость при резком старте с места. Как правило, мотособаки с этой конструкцией трансмиссии оснащаются достаточно мощными двигателями. К недостатку можно отнести риск возникновения опасной ситуации при быстром разгоне.
- Задний
Задний привод обеспечивает хорошую управляемость, высокую маневренность. Проходимость при этом хуже, поэтому возможны пробуксировки при передвижении по рыхлому снегу. Благодаря расположению в задней части рамы ведущий вал надежно защищен от случайных повреждений.
Большинство мотобускировщиков оснащены передним приводом, т.к. преимуществ у них все же больше, чем у заднеприводной техники.
Лыжный модуль
Существует несколько видов модулей, которые повышают проходимость/маневренность мототранспорта, а также обеспечивают комфорт/безопасность водителя:
- Лыжный модуль
С лыжным модулем ездить комфортнее по нескольким причинам: благодаря высокой посадке удобно держать руль, повышается видимость местности, у ног появляется устойчивая опора. Все это влияет на простоту, легкость управления мототехникой. Однако, у него есть минусы: сложнее продвигаться по глубокому рыхлому снегу, невысокая маневренность.
- Толкач
Толкач легче справляется с передвижением по глубокому рыхлому снегу, т.к. у него больше площадь опоры. Маневренность с ним намного выше, поэтому можно не опасаться ездить через трудные участки (например, в лесу). К тому же, поездки с толкачом более безопасны, т.к. он принимает на себя удары от столкновений с препятствиями.
У каждого варианта есть как плюсы, так и минусы, но выбор зависит от условий эксплуатации вездехода. Например, если маршрут не включает в себя передвижение по лесу/глубокому снегу, то лучше приобрести лыжный модуль. В остальных случаях можно рассматривать покупку толкача.
Комплектация
Мотобуксировщики имеют разную базовую комплекцию. Некоторые модели оснащены множеством дополнительных функций, а другие – только самым необходимым набором. В зависимости от модели мотособаки имеют следующие дополнительные аксессуары/оборудование:
- прицеп/сани для размещения груза;
- фары или дополнительную оптику;
- электростартер;
- подогрев ручек;
- муфту на руль;
- навигатор;
- розетку (прикуриватель);
- чеку аварийной остановки.
Есть и другие дополнительные элементы, но не все компании производят аксессуары. Перед покупкой транспортного средства лучше уточнить этот вопрос у менеджеров магазина.
Рекомендации по выбору
При выборе мотобуксировщика стоит придерживаться общих рекомендаций:
- В первую очередь, нужно определить назначение мототехники, проанализировать условия ее эксплуатации. От этого будет зависеть выбор характеристик.
- Двигатель нужно выбирать с учетом нескольких критериев: производитель, модель, надежность, мощность, доступность запчастей, ремонтопригодность.
- Для эксплуатации ТС в экстремальных условиях лучше выбирать мотор с мощностью не менее 15 л.с.
- Для перевозки больших грузов нужно выбирать транспортное средство с мощным мотором.
- Для частых поездок по рыхлому снегу стоит рассматривать модели с цельной гусеницей.
- Обычно на мотособаки устанавливают стандартную гусеницу шириной 500 мм, т.к. она наиболее универсальна.
- В большинстве случаев лучше приобрести мотособаку с вариатором.
- Лучше рассматривать переднеприводные модели, т.к. у них больше преимуществ.
- Для поездок по глубокому рыхлому снегу (например, в лесу) подходит техника, оснащенная толкачом. Для передвижения по твердому рельефу/открытой местности лучше выбрать лыжный модуль.
Мотобуксировщик должен быть удобным, простым в управлении/обслуживании, безопасным. Поэтому стоит рассматривать наиболее укомплектованные модели.
Итак, покупка подходящего зимнего вездехода зависит от целей его эксплуатации, технических характеристик и комплектации. Чтобы не совершить критическую ошибку, стоит следовать общим рекомендациям по выбору. Если возникают сомнения, лучше попросить консультацию у специалистов магазина.
Также вас может заинтересовать
Преимущества магазина BVDSHOP
тест-драйв
центр
за 5 минут